Грузовой план судна

  

vessel 002Грузовой план судна - графическое изображение на чертеже судна расположения каждой партии груза в судовых грузовых помещениях и на палубе на данный рейс. Грузовой план судна составляется на основе общих требований к оптимальному размещению грузов с учетом условий предстоящего рейса. Для выполнения данных требований необходимо обеспечить:
- сохранение необходимой остойчивости, прочности и дифферента судна;
- наиболее выгодное использование грузовместимости и грузоподъемности судна; - возможность обеспечения погрузки и выгрузки груза в минимальные сроки;
- безопасное плавание судна;
- сохранную и своевременную доставку груза;
- соблюдение очередности погрузки груза с расчетом выгрузки судна в промежуточных портах без дополнительных перевалок;
- соблюдение норм техники безопасности и охраны труда экипажа судна и работников порта.
Помимо технических и организационных требование при составлении грузового плана учитывают необходимость достижения наиболее высокой экономической эффективности работы судна.
Для составления грузового плана надо знать подробные данные о судне, грузе и условиях плавания. Грузовой план только тогда может быть принят к исполнению, когда он обеспечивает безопасность плавания, т.е. судно имеет достаточную остойчивость продольную прочность допустимый крен и дифферент. Это обеспечивается нормальным распределением весовых нагрузок по длине, ширине и высоте судна.
Следующий наиболее важный этап составления грузового плана заключается в распределении грузов между различными грузовыми помещениями судна, для чего изучают и учитывают все физико-механические, химические и прочие свойства грузов. Правильное распределение грузов по трюмам влияет не только на их сохранность, но и на безопасность плавания судна. Размещение на судне грузов, которые выделяют влагу, запахи или представляют пожароопасность и взрывоопасность, должно происходить с особой осторожностью. Жидкие грузы в таре, тяжеловесы и грузы в непрочной таре требуют также принятия особых мер при погрузке. Совместная перевозка несовместимых грузов в одном помещении может привести к их порче вследствие вредного воздействия друг на друга. При составлении грузового плана следует решить вопрос максимального использования грузовместимости и грузоподъемности. Это достигается методом подбора соответствующей комбинации легких и тяжелых грузов. Количество груза, которое может принять судно к перевозке, определяют его удельным погрузочным объемом.
В практике работы флота различают два вида грузовых планов - предварительный и исполнительный.
Предварительный грузовой план может быть составлен службой порта, агентом судна или грузовым помощником капитана на самом судне. При составлении грузового плана необходимо знать эксплуатационно-технические характеристики судна, а также транспортные характеристики груза и его физико-химические свойства.
К эксплуатационно-техническим характеристикам судна относятся:
1. Линейные характеристики - длина, ширина, высота борта судна и его осадка; 2. Весовые характеристики - водоизмещение судна порожнем, водоизмещение судна к грузу, грузоподъемность (дедвейт);
3. Объемные характеристики судна.
Основными транспортными характеристиками груза являются его масса, объем, линейные характеристики и удельный погрузочный объем. Для решения задач связанных с возможностью перевозки различных грузов в одном грузовом помещении важное значение имеют такие свойства как огнеопасность, ядовитость, радиоактивность и его агрессивные свойства: пыль, запахи, гигроскопичность, возможность карантинного заражения и целый ряд других свойств.
После размещения грузов по трюмам рассчитываются следующие параметры судна:
- остойчивость;
- посадка судна (крен и дифферент);
- нагрузки на судовые конструкции;
- элементы качки судна.
Разработанный предварительный грузовой план должен быть утвержден капитаном. В процессе погрузки составляется исполнительный грузовой план. Форма грузового плана для контейнеровоза показана на рис.1
При составлении грузового плана для судна Ро-Ро предварительный грузовой план должен быть увязан с планом графиком обработки судна.
re grusplan
 
Литература
1. Снопков В.И. Эксплуатация специализированных судов. Москва, изд. Транспорт, 1987. стр. 288.
2. Снопков В.И. Технология перевозки грузов. Санкт-Петербург, Изд. Профессионал, 2001, стр. 546.
3. Аксютин Л.Р. Контроль остойчивости судна. Одесса, изд. Феникс, 2003.